Главная Карта сайта Контакты
Искать
rodger
Список компаний «Пират» (г. Сочи):


Баня ПИРАТ

Баня ПИРАТ » О компании » История бань мира » Турецкий хамам

         Хаммам (турецкая баня) как явление восточной цивилизации имеет богатую и древнюю историю. Он обязан своим появлением римским термам, идея которых не исчезла вместе с империей. В хаммаме на смену римскому гипокаусту — центральному отоплению, пришла схожая конструкция, в которой вытяжная труба печи проходила под полом нагреваемых комнат. Это произошло примерно в X веке. Расположение комнат стало диктоваться расположением продольной оси вытяжной трубы, в результате чего теплая комната превратилась в центральное помещение средневекового хаммама. Она обычно имела форму восьмиугольника, по сторонам располагались небольшие парные — горячие комнаты. Теплая комната имела в центре восьмиугольную платформу для массажа, а парные оборудовались каменными бассейнами. Эти помещения не имели окон в стенах — они освещались через круглые окна с толстыми стеклами в куполе.


         У турецких бань много общего с римскими, ведь арабы переняли обычай ходить в баню от римлян. И это не случайно, ведь Турция входила в состав Римской империи. Арабы Аравийского полуострова, тесно общаясь с византийцами, переняли от них некоторые традиции. Еще до появления ислама частое мытье было достаточно традиционным для народов Востока. Это естественная необходимость в условиях жаркого климата. Однако арабы при этом лишь обливались холодной водой, знакомство же с роскошными традициями римских купаний, которое произошло во время завоевания арабами стран Леванта, принесло им первое из чудес бани - горячий пар. Арабы научились париться, однако не переставали при этом обливаться холодной водой. Когда-то жители Востока использовали для мытья только проточную воду. Дело в том, что погружение в ванну, бассейн или другую емкость с водой казалось арабам противоестественным: согласно их религиозным воззрениям, это «купание в собственной грязи». И лишь с возникновением ислама началось развитие такого самобытного явления, как восточная баня. Пророк Мухаммед испытал на себе действие бань римского типа и высоко оценил их. Он же указал на то, что бани способствуют повышению плодовитости. Согласно исламу, эта цель священна для каждого правоверного. Поэтому одобрение пророка открыло хамаму широкую дорогу в исламский мир. Пророк Мухаммед признал, что тепло бани, или хамам, что в переводе и означает распространяющий тепло, полезно для исповедующих ислам.

     Арабские завоеватели в странах Востока редко использовали строения римлян. Они варварски обходились с наследием античного мира. Так, при завоевании Александрии в 642 году они шесть месяцев топили римские бани бесценными пергаментами из библиотеки Птолемеев. Однако сама идея горячих бань оказалась фантастически популярной.

     Первая турецкая баня появились в Константинополе, после того, как он был завоёван мусульманами, и быстро распространилась по мусульманским странам. Частое посещение турецкой бани, в жарком климате Востока, предохраняло мусульман от разных болезней. В основу философии хамам легло духовное и физическое очищение. Также турецкая баня считалась на Востоке источником неимоверного наслаждения.
  
     Старейшие хамамы были построены халифами династии Омейадов, которые правили Арабским халифатом с 661 по 750 год и вели образ жизни бедуинов. Поэтому и первые бани появились не в городах, а в дикой пустыне. Кусаир-аман, один из старейших сохранившихся до наших дней хамамов неожиданно открывался взору путника посреди безводной пустыни на берегу Мертвого моря, окруженный цветущим садом. В этом оазисе когда-то находился также замок для прибывающих гостей и сторожевая башня, развалины которых сегодня почти сравнялись с землей.

       С распространением ислама хамамы появились на территории Ирака, Средней Азии, Северной Африки (от Египта до Марокко). В период арабского владычества в Испании много восточных бань было построено и там, причем очень часто для этих целей перестраивались башни замков, дворцы, церкви. Количество хамамов по сравнению с численностью и плотностью тогдашнего населения было поистине огромным, В IX веке в одной только восточной части Багдада насчитывалось 5 000 бань. 10 000 бань было во всем Багдаде уже в первой половине X века. Позднее количество хамамов стало сокращаться в основном за счет их качественного изменения. Во второй половине столетия, как сообщают, их снова было «всего лишь» 5000. Позже численность бань неуклонно уменьшалась, и в XII веке их осталось всего 2 000. То же самое происходило и в Египте: в Старом Каире было около 1170 горячих бань, а в Новом Каире в 1286 году - всего лишь 80.

     К этому времени сформировался специфический архитектурный стиль хамама. Многие сооружения роскошно оформлены мозаикой, во внутренних помещениях часто имеются фонтаны, бассейны с водой различной температуры. Мусульманский запрет на изображение живых существ способствовал появлению потрясающих по своей призрачной и загадочной красоте восточных орнаментов, которые в изобилии украшали вход и внутренние помещения хамамов. Наилучшие образцы подобного рода архитектуры - это Альгамбра в Гранаде (1358), Цитадель в Алеппо (1367), Хасеки Хуррем Хаман (1556). Последний построен в период правления султана Сулеймана II по распоряжению его супруги Хасеки Хуррем (Настасьи Лисовской) - легендарной Роксоланы.

    Во многих регионах по примеру римлян арабы сооружали хамамы на горячих источниках. Они назывались каплика, или илика, В их горячих залах не было каменного постамента для массажа. Помещение обогревалось водой из источников. Старейшие на Востоке каплика и илика находятся в городе Бурса.

   Хамам - неотъемлемый элемент восточного городского пейзажа -строился, как правило, недалеко от мечети, но несколько в стороне, в скрытом от прямого обзора месте, В исламском городе он был в каждом квартале и ежедневно принимал своих постоянных посетителей.

Как и римские бани, хамам стал центром общественной жизни. «Го-род хорош тогда, когда в нем есть баня», - говорил ранний арабский историк Абу Сир. Входная плата в хамам всегда была исключительно низка, и даже самый бедный человек мог позволить себе это удовольствие. В средние века даже существовал обычай не устанавливать определенной таксы - каждый платил сообразно своему положению.
      Турецкие бани - прямые наследницы римских терм: здесь не только моются, но и встречаются с друзьями, размышляют и ужинают. A женские отделения бань в старом Стамбуле вообще были настоящими женскими клубами - чуть ли не единственным местом, где женщина могла хоть на короткое время избавиться от тотального контроля мужчины и оказаться в кругу себе подобных.  Для женщин Турции, посещение бани было целым ритуалом, частью общественной жизни, где они обсуждали дела, делились новостями, сплетничали. Женщины обирались в турецкую баню как на что-то особенное, для них это был праздник. Они наряжались в красивое убранство, и брали с собой в баню сладости... В бане они обговаривали мужчин, пили кофе.

    Среди буквально двух-трех причин, на основании которых женщина могла требовать развода, был отказ мужа раз в неделю отпустить ее в баню. В средневековье, женские бани на Востоке строили рядом с мужскими, исходя из практических соображений. Такое расположение бани давало возможность использовать подачу воды и тепла из одного источника. Входы в мужскую и женскую бани были изолированы. Но поход в хамам - не обязательно коллективное развлечение: сольный визит тоже имеет свою прелесть. В большинстве бань имеются мужские и женские отделения. В некоторых - только одно, которое женщины и мужчины используют поочередно.

Итак, как выглядит классическая турецкая баня, или хамам?Арабы стремились создать свою архитектуру, которая несколько отличалась от римской. Они предпочитали более низкие потолки, здания выглядели менее помпезно. В исламских банях сохранилась традиция последовательности комнат с различной температурой, аналогичных тепидариуму, фригидариуму и лаконикуму, но их строение и назначение несколько изменились. Комнаты отличаются размерами, формой и высотой куполообразной крыши и удаленностью от источника тепла.

      Вариантов много, они отличаются друг от друга богатством или скромностью отделки, расположением комнат, однако все обладают общими чертами, не позволяющими спутать хамам ни с какой другой баней. Прежде всего, в хамаме вы не найдете ни одной деревянной детали. Все сделано из мрамора, плитки, керамики или смальты.

     Основой философии хамама стало физическое и духовное очищение: Очищая тело и душу от злых духов и словно снова рождаясь на свет. Лечебные свойства хамама были известны с древности. Великий арабский врач, ученый и естествоиспытатель, поэт и энциклопедист Авиценна (Ибн Сина) считал баню одним из сильнейших средств оздоровления и лечения. Труд этого ученого «Канон врачебной науки» содержит множество сведений, которые не устарели по сей день. Ряд рецептов и предписаний применяется современной медициной. Авиценна утверждал: «Если заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни и не забывать посещать баню, нет никакой нужды в лекарствах». Он указывал на полезное воздействие хамама на кровообращение, дыхание, на способность избавлять от лишнего веса. Авиценна рекомендовал баню от бессонницы, паралича, нервных расстройств. По его мнению, она незаменима при катарах верхних дыхательных путей, воспалениях голосовых связок. Помогает баня и при желудочно-кишечных заболеваниях: поносе, потере аппетита, несварении. Сухой пар полезен для лечения ревматизма. Список болезней, при лечении которых Авиценна рекомендует банные процедуры, бесконечен: желтуха и вздутие печени, боли в мочевом пузыре, почечнокаменная болезнь, боли в селезенке... Указывает ученый и на противопоказания для посещения хамама: эпилепсия, закупорка печени, головные боли, шум и звон в ушах. Он предостерегает от питья холодной воды после бани и предупреждает о вредности бани для зрения.

       В отличие от римских терм, в восточных банях полностью отсутствовали физические и умственные развлечения. Единственное, что осталось - это массаж. Само убранство было гораздо более скромным по сравнению с роскошными римскими термами.
      Кстати, мылись в турецких банях не полностью раздетыми, а с обязательной набедренной повязкой из полотенца. Женщины посещали баню отдельно от мужчин, причем у девственниц в хамаме был особый статус: им позволялось мыться полностью обнаженными.

Классическая турецкая баня состоит из нескольких помещений: раздевалки, теплой комнаты и парной с нишами. Каждому отделению соответствует своя определенная температура. Внутренние помещения отделены друг от друга только сводчатыми проемами без дверей. Сначала посетители попадают в раздевалку, рассчитанную на 20-30 человек, непосредственно здесь начинается банная процедура. В раздевалке нужно посидеть, разогреться при температуре 28-34°С, после чего перейти в более горячее помещение или нишу. Таким образом, переходя из одной парилки в другую, привыкаешь к постепенному повышению температуры до 100°С.

     Раздевалка обычно представляет собой большую комнату, по периметру которой расположены отдельные кабинки. Есть мраморный стол для приготовления чая, скамейки для отдыха. В старину посреди раздевалки устраивали фонтан, а свет поступал через красивый стеклянный фонарь - шести- или восьмиугольный купол, поднимающийся из центра основного свода и увенчанный окнами.
      Далее следует теплая комната, температура в которой градусов 30-35. Это своего рода предбанник, где можно посидеть перед посещением парной или охладиться после нее. Пожилые люди, не переносящие высокой температуры, с удовольствием прогревались именно здесь. Обычно теплая комната имеет вытянутую форму с мраморными скамьями для отдыха и массажа, а также с отдельными кабинками для гигиенических процедур.

     Каменный пол во всех помещениях турецкой бани подогревается горячим воздухом до 50-60°С, затем его поливают горячей водой, в результате образуется пар. Кстати, изобрели систему теплых полов не римляне, а древние греки, они называли ее гипокауст. Кто боялся обжечь ноги, ходил в деревянных сандалиях. Еще одним источником пара могли служить каменные своды печей или котлы с кипящей водой.

Настоящая турецкая баня обязательно включает в себя три бассейна: один - с холодной водой, второй - с чуть теплой, и третий - с еще более теплой водой. Потолок в турецкой бане должен иметь форму купола, чтобы поднимающийся пар, превращаясь в воду, не капал вниз, а постепенно стекал с купола на стены и пол.  Температура в парной - 40-45 С. В сочетании с высокой влажностью, которая достигается интенсивным поливом разогретого камня, это оказывает прекрасный косметический эффект, благодаря чему хамам пользуется особой популярностью у женщин.

        Процедура хамама состоит из пяти шагов: разогрев тела, энергичный массаж, пилинг - оттирание отмерших частичек кожи с помощью жесткой рукавички, намыливание и обливание водой, релаксация. Пройти эти пять шагов посетителю помогали главные персонажи турецкой бани - телак и цирюльник. Телак - это билетер и швейцар, массажист, вышибала, консультант и бармен одновременно. Профессия телака в старину была одной из самых уважаемых, поэтому телаки были освобождены от всяческих налогов. Цирюльник в хамаме - это и врач, и аптекарь, и банщик. Он бреет клиентов, подстригает волосы, пускает кровь, а также, как и телак, моет клиентов, делает им массаж, удаляет волосы на теле, скоблит подошвы ног. Последняя процедура имела очень большое значение. Считалось, что удаление мозолей и огрубевшей кожи на подошвах, во-первых, дает возможность злым духам покинуть тело человека и уйти в землю, а во-вторых, избавляет от мигрени и усталости.

     Начинается посещение хамама с того, что в раздевалке, где клиент оставляет свою одежду, телак помогает ему завернуться в полотенца: одно обертывается вокруг талии, другое - вокруг плеч и третье - вокруг головы. Дело в том, что в исламской бане обнажение интимных мест считается оскорблением окружающих и греховным поступком. Поэтому в обязанности телака входило следить за соблюдением этого правила и изгонять каждого, кто его нарушит.

Пол в хамаме горячий, и поэтому надевают специальные деревянные башмаки. Посетитель медленно движется в направлении харара. Здесь в клубах горячего пара он сидит некоторое время, пока его мышцы и суставы не разогреются полностью так, как это необходимо для турецкого массажа. В харара мужчины обычно снимают два верхних полотенца. Телак следит за временем пребывания своих клиентов в харара, а как только кто-нибудь достаточно разогреется, предлагает ему лечь на восьмиугольный выступ для массажа. В середине бани-ладони находится самое просторное помещение. Здесь располагаются каменные скамьи - чебек-таши, что в переводе с турецкого означает камень для живота. Это огромный каменный лежак высотой 45-50 см, находящийся в центре парной, в самом горячем ее месте, на него ложатся для прогревания и массажа. Пусть чебек всегда будет горячим, - гласит знаменитая турецкая пословица. На горячей скамье, которая чаще всего делается из мрамора, лежат до тех пор, пока не появится обильный пот. Камень постамента горячее, чем воздух, и человек начинает потеть еще обильнее. Все мышцы полностью расслабляются. Это говорит о готовности к турецкому массажу, который состоит из множества различных движений - самых разнообразных и подчас рискованных, Со стороны кажется, что человеческое тело месят, как тесто. В старину массажист натирал руки кожурой граната, чтобы сделать их шершавыми и жесткими. Во время массажа выполняется множество поворотов в суставах, вытягиваются руки, ноги, позвоночник, Телак иногда бьет клиента кулаком, резко дергает за голову, руки и ноги, становится коленями на его плечи, швыряет его из стороны в сторону, сгибает так, что ноги достают задней поверхности шеи. При любых других обстоятельствах или при неквалифицированном исполнении такие движения вызвали бы разрыв связок, вывихи суставов и переломы костей. Однако разогретое тело воспринимает такую нагрузку по-другому. Искусство телака заключается в том, чтобы работать с человеческим телом у самой границы боли, но никогда не переходить ее. Поскольку нагрузка чередуется с расслаблением, ощущения клиента колеблются от сдерживаемого крика до стона наслаждения. Турецкий массаж по силе воздействия на организм эквивалентен серьезной спортивной нагрузке.

    После массажа наступает время депиляции. Клиента передают цирюльнику, с которым он уединяется в одной из ниш, скрытых от посторонних глаз. Дело в том, что в восточных странах принято с давних времен, что и мужчины и женщины удаляют волосы на теле - это объективная гигиеническая мера в жарком климате. Издавна депиляцию производили в хамаме с помощью специальной пасты из растительных компонентов или же путем обычного бритья. Кроме депиляции, как мы уже писали выше, цирюльник может постричь волосы, свести мозоли и огрубевшую кожу с подошв. Все это происходит в горячем помещении, поэтому посетитель не успевает остыть после разогрева. Да и длится вся процедура лишь несколько минут.

       Затем телак окатывает клиента теплой водой из таза и надевает на руку жесткую варежку - кесе, которая обычно изготовлялась из верблюжьей шерсти или конского волоса. Он трет ею распаренное тело клиента. Варежка намыливается лишь слегка и поэтому остается крайне жесткой. Отшелушиваются омертвевшие частички кожи. Тело становится гладким и блестящим. Далее на голову выливается таз воды. После этого происходит процедура намыливания. В старину для этого использовали специальный полотняный пузырь, позже - мягкую мочалку из тонкого волоса или растительных волокон, например пальмовых листьев, люфы (восточное растение), зачерпывается специально разведенная горячая мыльная пена. После предыдущего жесткого растирания прикосновение нежной горячей пены по контрасту вызывает приятные ощущения.
    Намыливание производится очень быстро, при этом человека не трут мочалкой и не втирают мыло в кожу. Сразу после этого следует многократное обливание водой. Иногда затем можно погрузиться в бассейн. В турецких банях бассейны неглубоки, с различной температурой воды. Вообще, в классических хамамах бассейн лишь выполняет декоративную функцию и, кроме того, создает необходимую влажность воздуха. Однако в более поздних постройках, испытавших на себе влияние других культурных традиций, часто имеются и бассейны для погружения.

После окончания процедуры телак накидывает на клиента декоративное полотенце и провожает последнего в комнату отдыха - джамекян, или маслак. Здесь можно читать, курить, пить кофе и обсуждать последние новости, поставщиками которых в старину часто выступали служители бани, поскольку через их руки ежедневно проходило огромное количество людей.

    Хороший хамам - это часа полтора-два. Большую часть этого времени лучше всего провести лежа на камне и глядя, как сквозь клубы пара струится свет из маленьких звездочек-окошек в куполе. Когда немного соберетесь с силами, отправляйтесь либо в обычный душ в согюклюке, либо - более традиционный способ - к одной из раковин-бассейнов с фонтанчиками, которые находятся под арками вокруг парной.
   По окончании процедуры необходимо окунуться в неглубокие бассейны: начиная с теплого и заканчивая холодным.
После столь длительного омовения и массажа, почувствовав себя посвежевшим и помолодевшим, можно отведать ароматного чаю или прохладного лимонада в специальной комнате для отдыха - кейфе.
    Красивые металлические (медные) краны, резные каменные чаши, мраморная или изразцовая отделка - те "мелочи", которые составляют неповторимый восточный колорит хамама.
    Но самая впечатляющая деталь - "звездное небо". В старину купол над парной облицовывали свинцом, в который были вставлены так называемые "глаза слона" - небольшие выпуклые окошки из толстого стекла круглой или звездообразной формы. Благодаря своей форме они обладали способностью ловить свет со всех направлений и волшебно светились в любое время суток.

В настоящее время для создания эффекта "звездного неба" используются оптико-волоконные светильники, а все помещение освещается настенно-потолочными светильниками, термостойкими и влагозащищенными.
      Купол - не только красивая архитектурная деталь, дань Востоку. Потолок обязательно должен иметь такую форму, чтобы конденсат не капал на посетителей, а незаметно стекал по стенам на пол.
     В настоящее время хамамы часто оборудуются аромогенераторами, распыляющими различные фитоэссенции, которые в сочетании с паром создают дополнительный лечебный эффект.


Статистика посещаемости компании Яндекс цитирования   spacer
spacer spacer
+7(918)
003-84-21 spacer  
354000, г. Сочи,
ул.Орджоникидзе, 24/2
spacer  
spacer
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru © 2017 Pirat

spacer
mail