Главная Карта сайта Контакты
Искать
rodger
Список компаний «Пират» (г. Сочи):


Баня ПИРАТ

Баня ПИРАТ » О компании » История бань мира » Немного истории

 

     О том, что первобытный человек знал и ценил свойства горячего пара, говорят многие находки археологов. В разных местах земного шара обнаружены следы специальных сооружений, предназначенных для ухода за телом. Различаясь внешне, эти сооружения приходятся родственниками друг другу и предками современной бане: источником тепла в них были горячая вода или раскаленные камни.   

     В какой стране впервые начали строить помещения, где при помощи воды, огня, камней и дерева люди научились врачевать, а также очищать свой организм, кожу, проводить гигиенические процедуры,- сказать невозможно. Все мировые цивилизации сопровождались появлением и расцветом бань разных типов. Одно из наиболее древних упоминаний о применении воды в лечебных и гигиенических целях можно найти в древнеиндийском трактате «Риг-Веда», созданном в XV веке до нашей эры.

   Примерно к этому же времени относятся древнеегипетские папирусы, хранящиеся в Британском музее, в которых также даны рекомендации по гигиеническим процедурам, проводимым при помощи воды. Египтяне придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. На многочисленных египетских стеллах и священных сосудах изображены омовения фараонов, их жен и детей. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

   Для лечебных и гигиенических целей воду использовали в Древней Греции, Иудее, Китае. В древнем Вавилоне покровителем медицины был бог Ни-назу - «Бог, знающий воду». Так же (буквально) переводится с ассирийского слово «врач».

2600 лет назад древнегреческий философ Фалес Милетский писал: «Вода - первооснова всего сущего. Из воды вещи зарождаются в самом начале и в нее превращаются при окончательном уничтожении, причем первооснова остается неизменной, а меняется только ее состояние».

    В странах с жарким климатом, особенно в теплое время года, люди использовали воду, нагретую солнцем. В ряде мест, особенно близ вулканов, существуют источники теплой воды - термальные источники, их также широко использовали и продолжают использовать для лечения и мытья люди, живущие рядом. Многовековую историю имеют курорты, построенные близ термальных источников в Греции и Италии, Швейцарии и Германии, Исландии и Грузии, Бурятии и Японии.

   По мнению древнегреческого историка Геродота (около 484--425 гг. до н. э.), первые бани появились у разных народов почти одновременно. В одних случаях для них использовались естественные водоемы с горячими источниками, в других сооружались парильни с горячим сухим или влажным воздухом. Геродот приводит интересные факты о банных обычаях разных народов. Он побывал в Египте, Сирии, Вавилоне. Интересовал его и быт скифских племен, живших на территории современной Украины. По описаниям Геродота, скифы устраивали себе бани в шалашах. Они добывали пар, бросая на горячие камни конопляное семя.   

   В Древней Греции в отдаленных от термальных источников местах строили специальные помещения, в которых воду подогревали до необходимой температуры. Великий Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) в своей врачебной практике часто использовал и ванны, и бани. Воины Александра Македонского привезли из своих походов в IV веке до нашей эры увлечение восточными банями с горячими полами, которые нашли свое распространение в Древней Греции, а затем и Риме.

   Сократ утверждал: Баня очищает не только тело, но и все мое существо. Пользовались банями в те времена и атлеты Эллады. Каждая гимназия - учебно-воспитательное заведение, в которое принимались 16-летние юноши из знатных рабовладельческих семей, - располагала сухой парильней, теплыми и холодными ваннами, помещениями для массажа.

   Увлечение банями перешло к их преемникам римлянам. Это был истинный культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь и радость-до старости мы вместе»,- такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки. В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день. Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью - драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке - камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром. В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128-56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное,-утверждал Асклепиад - завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

    Там воздвигались термы - общественные бани. Они представляли собой роскошные, внушительных размеров здания. При их постройке учитывались передовые достижения в инженерной технике, водоснабжении, отоплении, вентиляции. Термы, парильни и бани имели залы для занятий физическими упражнениями, собраний, библиотеки. Об этом напоминают развалины знаменитых бань - термы императора Каракалы в Риме.

   После распада Римской империи католическое духовенство наложило запрет на бани, отнеся их к учреждениям, нарушающим якобы каноны нравственности. Да и сам культ тела в ту пору рассматривался как греховный. Невежество, понятно, привело к плачевным последствиям. Именно в те времена мракобесия то и дело вспыхивали эпидемии чумы, холеры, других тяжелых заболеваний.

   Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) многими авторами ошибочно связана только со славянами - хотя ее точные корни связаны с народами Поволжья и Урала - славянскими, финскими, угорскими, кочевыми и охотничьими племенами Урала и Сибири, каждое из которых внесло свою лепту в это гениальное коллективное творение (до сих пор в тайге можно найти таежные избушки зимовки охотников- построенные как баня). Затем во время великого переселения часть финских народностей перенесла баню в неизменном виде (баня по-черному) в страны Скандинавии и Европы. Сибирские племена скорее всего перенесли баню в Америку, где она процветавшая в эпоху расцвета американских цивилизаций, сохранилась и доныне в виде бань-темаскуали, в которых парятся вениками из кукурузных стеблей, переложенных лечебными травами.

   На Руси баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом. Татары и монголы осевшие в Поволжье также очень крепко полюбили баню, о чем есть многочисленные исторические упоминания.

   О русских банях писали многие иностранные путешественники. Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань.   «Русские,- сообщает Олеарий,- могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

  Примечательный факт привел в своих исторических исследованиях русский писатель Н. М. Карамзин: "Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню- жители московские заключили из этого, что он не русский".

  Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе.

   Однако дворяне и богатые люди отдавали предпочтения большим общественным баням и ходили туда не ради мытья, а ради пара и релаксации. Ведь в больших парилках создается совершенно уникальный и потрясающий эффект, которого практически невозможно достигнуть в небольших домашних баньках. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе. Многие «просветители» и «моралисты» того времени считали общие бани главным очагом разврата, доступным для горожан того времени, когда публичные дома еще отсутствовали, а проституция была бытовой, военной и банной. Ни один иностранец, посетивший Московию в 15-17 веках, не обошел молчанием столь чудного явления, как совместный помыв мужчин и женщин, что в принципе было обычным и в Европе того времени, но иностранцев удивляла свобода нравов и отношений при помывке. По их общему мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости, присущей по их мнению каждому цивилизованному(то есть европейскому) человеку. В бани приходили семьями, с малыми детьми. Здесь же, в общем зале, промежду всех, работали гулящие девки, именуемые растиральщицами. Для состоятельных клиентов всех сословий специально имелись отдельные кабинеты и закутки. В обязанности растиральщиц входили не только обмахивания клиентов большими ветвями свежим паром (вениками работали более крепкие мужики), не только полная помывка, но и прочие радости, коли того клиент захочет случайным образом. 

   Подобные увеселения, шокировали даже самого Казанову, оный ничего подобного никогда не пробовал. Анна Иоанновна пробовала первой разделить бани на мужские и женские, но удалось это только Екатерине Великой. В 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста - соответственно в мужскую- тем самым баня была сохранена, в то время как в Европе все «моечные заведения» из-за венерических болезней (особый штамм сифилиса, завезенный из Америки) просто позакрывали, надолго заставив европейцев, мыться в бочках и корытах «на дому», как придется. Попадая в Россию европейские врачи просто не скрывали восторга от лечебных свойств бань- и к старости, уезжая домой, почти все пытались в Европе строить бани по типу российских, правда все они позже «успешно» погибали из-за отсутствия у европейцев привычки к банной культуре и строгого отношения к совместным помывкам со стороны официальной церкви и властей. 

    Возрождению благого обычая париться в странах Европы в известной мере способствовали и русские солдаты. Сопровождая Петра I во время его пребывания в Амстердаме и Париже, они привели в изумление голландцев и французов тем, что после русской бани, несмотря на мороз, купались в реке. Об этом поведал журнал "Сын Отечества" за 1819 г.: В 1717 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадеров баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан и, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: Не опасайся, г. Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русскою банею. У нас бывает сие и зимою: привычка - вторая натура.

   На Руси баня издревле использовалась для борьбы со всякого рода недугами. В баню шли здоровые, чтобы не заболеть; туда вели больных, чтобы прогнать ломоту из костей и выбить хворь. И встречая идущего из бани знакомого, непременно приветствовали: С легким паром!

   Добрый старинный обычай переходил из поколения в поколение. Парились и в специальных пристройках - банях, и прямо в печке - в так называемых банях почерному. Примечателен такой факт: одной из обязательных принадлежностей бани у славянских племен были... березовые веники.

   Испанский врач Санчес Антонио Нуньес Рибера, прослуживший немало лет в России при императорском дворе, написал трактат о русской бане. Назывался он так: О парных российских банях, поелику споспешествуют они укреплению, сохранению и восстановлению здравия... Книга, изданная в Москве в 1779 г. и еще раньше в Западной Европе, вызвала большой интерес. Бани, подобные русским, стали строиться во Франции, Германии, Англии, Швеции, Дании,Голландии и других странах.

    За что же русская баня получила такое признание и широкое распространение?

   На это довольно точно ответил Санчес. Искреннее желание мое, - писал он в трактате, - простирается только до показания превосходства бань российских перед бывшими вдревне у греков и римлян, и перед находящимися ныне в употреблении у турков, как для сохранения здравия, так и для излечения многих болезней... Наконец, отметил автор старинного трактата, баня российская, конечно, заступает место двух третей лекарств, описанных во врачебной науке и в большей части аптекарских сочинений...

 

 

 

 


Статистика посещаемости компании Яндекс цитирования   spacer
spacer spacer
+7(918)
003-84-21 spacer  
354000, г. Сочи,
ул.Орджоникидзе, 24/2
spacer  
spacer
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru © 2017 Pirat

spacer
mail